Понедельник, 20.05.2024, 00:27
Приветствую Вас, Гость | RSS
Форма входа
В образовании
Статистика
Яндекс.Метрика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Нас сегодня посетили
Главная » Статьи » Учителю

Информационная культура учителя

Современное состояние общества, находящегося на пороге перехода от индустриального к информационному, ставит перед учеными и педагогами задачу оптимизации объективного процесса его информатизации. Проблеме информатизации общества уделяется внимание во многих законодательных документах большинства ведущих стран мира. Президент США поставил перед Конгрессом задачу подключения к Internet всех школ страны, чтобы каждый учащийся к 2000 году был пользователем глобальных сетей. В национальном докладе Российской Федерации на II Международном конгрессе ЮНЕСКО определено одним из основных механизмов реформирования системы образования – ее информатизацию. Тем самым обозначено стремление вхождения России в мировое образовательное пространство, основывающееся на новых информационных технологиях. На суд научной общественности в последнее время выносится ряд новых проектов Концепции информатизации образования. Одна из основных задач информатизации образования согласно этим проектам Концепции заключается в том, что обучаемому становятся доступны гигантские объемы информации в базах данных, базах знаний, в экспертных системах и т.д.

Это обуславливает вступление системы образования в третий этап информатизации образования, целью которого является осуществление подготовленного всем предыдущим развитием перехода к изучению общеобразовательных дисциплин по новым программам, предусматривающим использование информационных технологий в процессе их освоения.

Данная работа является взглядом авторов на проблему информатизации образования с позиции оптимизации этого процесса, одним из элементов которого является развитие у учащихся информационной культуры, т.е. создание такой среды обучения, которая стимулировала бы сам процесс познания. В настоящее время многие учебные заведения всех уровней имеют, в той или иной мере, программно-техническое оснащение, отвечающее требованиям новых информационных технологий: от мультимедийных персональных компьютеров до сетевых технологий и собственных серверов. Эти технологии предоставляют новые возможности передачи, хранения и обработки информации на основе современной электронной техники: телевизионной, видео, аудио, компьютерной и другой.

Таким образом, в нашей стране имеются: государственная политика в области информатизации образования, материально-техническая база в виде средств новых информационных технологий, а также некоторый проектируемый результат, ориентированный на человека, – уровень его информационной культуры. Под информационной культурой понимается совокупность методов, приемов и навыков по сбору, хранению, обработке и созданию образовательной информации.

Однако решение этого вопроса в контексте образования выводит его рассмотрение на уровень информационной культуры учителя, имеющей свою специфику. Эта особенность определяется самой педагогической деятельностью, ее направленностью на развитие творческой личности. Поэтому информационная культура учителя подразумевает не только знание информационных технологий и умение их применять в своей профессиональной деятельности, но и умение рационально организовать работу учащихся по использованию этих технологий в учебном процессе.

Информационная культура выступает важным составляющим компонентом сущностной характеристики личности и профессиональной деятельности учителя. Данный компонент выводит личностное и профессиональное поведение педагога на качественно новый уровень своей реализации в образовательном процессе, на уровень соответствия современным требованиям изменяющейся социально-педагогической ситуации, на уровень опережающего характера осваиваемой информации. Это является эффективным средством саморазвития, повышения уровня профессиональной компетентности и общей культуры личности как учителя, так и учащегося.

Необходимость развития информационной культуры учителя диктуется следующими положениями:

  • увеличением массовой доступности персональных компьютеров, появлением различных систем мультимедиа, наличием всевозможного программного продукта как профессионального, так и игрового;
  • знакомством многих учащихся с этими техническими средствами задолго до их изучения по соответствующим дисциплинам в средней школе;
  • частым несоответствием личной, более современной электронной техники учащихся и той, которой оснащены общеобразовательные учреждения, что приводит к отсутствию интереса и желания у обучаемых работать с ней;
  • увеличением числа отечественных хакеров, основной контингент которых составляют учащиеся средних учебных заведений.

Рассмотрим более подробно эти положения.

Информационная ситуация в нашем обществе характеризуется появлением на отечественном рынке персональных компьютеров, обладающих высокой скоростью обработки информации и огромным потенциалом в работе с графическими изображениями и звуком. Постоянное совершенствование этих возможностей, при одновременном снижении цен на эту технику, повышает заинтересованность в ней и потребительский спрос. Кроме этого, широкий спектр существующего программного продукта позволяет использовать современные персональные компьютеры в различных сферах человеческой деятельности: от учебной и игровой до ведения домашнего хозяйства. Все это и выводит компьютерную технику в один ряд с телевизорами, магнитофонами и другими информационными средствами.

Вместе с тем, использование на основе персональных компьютеров различных систем мультимедиа значительно увеличило дидактические возможности такой тех-ники. Осуществляется это через полноценное объединение компьютерной с другими видами информационных технологий: кино, фото, видео, аудио, телекоммуникации, текста и графики. Вследствие этого к системам мультимедиа относят специальные программно-аппаратные средства, расширяющие возможности компьютера, что позволяет обрабатывать не только алфавитно-цифровую информацию, но и звук, неподвижные изображения, видеофильмы, а также двух- и трехмерную анимацию.

Такие возможности современной техники позволяют в учебных целях моделировать очень сложные физические, химические, природные процессы и явления. Учебные демонстрационные программы (работа ядерного реактора, взаимодействие электронов, движение звезд и т.д.) при их просмотре через системы мультимедиа создают ощущение реальности происходящего. О наглядности этих программ можно судить по благоприятным откликам на японский компьютерный стереофильм о росте кристаллов, когда зрители как бы помещались внутрь кристалла и становились участниками этого процесса. Использование подобных демонстрационных фрагментов в обучающих системах, сопровождающихся звуковыми пояснениями со стороны компьютера, оказывает благоприятное влияние на познавательную и мотивационную сферу взаимодействия учащегося с персональным компьютером.

Проводимые исследования показывают, что при использовании систем мультимедиа доля усвоения учебного материала повышается до 75%. А в школах США, где в обучении применялись эти системы, количество учащихся, с первого раза сдающих устные экзамены, удвоилось, сдающих письменные – увеличилось в шесть раз, число прогулов занятий сократилось вдвое.

Однако применение в учебно-воспитательном процессе новых достижений электронной промышленности актуализирует для учителя необходимость овладения информационной культурой. Вызвано это активной позицией педагога в обеспечении перехода учащихся от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания посредством компьютерных технологий.

Другим аспектом, определяющим необходимость информационной культуры учителя, является тот факт, что многие учащиеся общеобразовательных начальных и средних профессиональных образовательных учреждений, знакомятся с этими технологиями гораздо раньше их изучения по соответствующим учебным предметам.

Кроме этого, финансовое состояние некоторых семей значительно отличается от возможностей образовательных учреждений. Это сказывается на различии в уровне личной техники, о которой многие учителя даже не слышали, и имеющейся в школах.

Такая ситуация, с одной стороны, сказывается как в отсутствии стимула у этих учащихся в работе с устаревшей техникой, так и на их отношении к самому учителю, а, следовательно, и учебному процессу. С другой стороны, за помощью в решении проблем (учебных, психологических, этических), возникающих у этих учащихся в процессе работы с информационными технологиями, они, в основном, приходят к учителям. Поскольку родители зачастую сами не знакомы с этой техникой, а у сверстников обнаруживаются те же проблемы.

В подобных условиях на учителя возлагаются следующие задачи: адаптация учебного содержания под уже имеющиеся знания и умения учащихся; ориентация обучения на самостоятельную работу с личной компьютерной техникой; помощь в решении возникающих проблем. Выполнить эти задачи педагог может только в том случае, если он владеет знаниями и умениями, определяемыми информационной культурой учителя.

Необходимость в ней также диктуется проявлением в нашем обществе фено-мена «хакеров» – фанатов, предпочитающих общение с компьютером, виртуальным, вымышленным миром, общению с людьми. Современные компьютерные технологии и специализированные программы позволяют создавать любые, желаемые для че-ловека вымышленные условия существования. Между тем, эти условия через различные технические средства, комплексно воздействуя на органы чувств, воспринимаются как действительные. Человек сам устанавливает в них законы, определяет ход событий, что позволяет ему реализовать те потребности, осуществление которых в реальной действительности затруднено или невозможно в силу определенных обстоятельств. Все это проявляется в замкнутости, отчужденности человека, его стремлении перенести установленные им нормы поведения из виртуального в реальный мир, свое окружение.

Мы же, из-за слабой распространенности в нашей стране средств виртуальной реальности (шлем, перчатки, комбинезон), пока еще не столкнулись с этой пробле-мой в больших масштабах и поэтому не осознаем возможных последствий. Эти по-следствия скажутся в первую очередь на подростках, поскольку они и в силу своих возрастных особенностей, и в силу отсутствия у них знаний моральных и этических норм, опыта и культуры поведения, не могут адекватно реагировать на смену условий жизни в реальном и виртуальном мире. Речь не идет о запрещении последнего, так как виртуализация имеет немало положительных аспектов для различных сфер жизни, в том числе образования, воспитания, медицины. В данном случае актуализируется роль учителя как наставника, способного помочь учащемуся выработать верное отношение к технике, овладеть высоким уровнем информационной культуры и занять свое достойное место в реальном обществе.

Понимание необходимости информационной культуры учителя позволяет пе-рейти к рассмотрению ее компонентов.

Для учителя очень важным является знание, как с помощью компьютерных технологий организовать эффективный учебный процесс, направить его на конкрет-ного учащегося, осуществлять компьютерное обучение. Компьютерное обучение – процесс получения знаний и умений с одновременным воспитанием, развитием личности программно-техническими средствами и методами информационных технологий.

Для этого педагог должен представлять себе дидактические возможности современной компьютерной техники. В первую очередь это касается удобства для учащегося ввода и получения информации.

Хорошо известно, что современные компьютеры обладают различными устройствами для ввода и вывода информации. К устройствам ввода относятся клавиатура (текстовый ввод), планшеты (графический ввод), автоматический сбор информации (устройство считывания документов, знаковый и строчный сканер), световое перо, сенсорный экран, манипуляторы («мышь», «джойстик», «трекбол») и речевой ввод.

Большинство обучающих компьютерных программ ориентируют на учащихся огромный объем учебной и познавательной информации, поэтому следует сказать и об устройствах вывода. На сегодняшний день устройства вывода включают оперативную текстовую и графическую информацию (монохроматические и цветные дисплеи), твердую копию (лазерные принтеры, графопостроители), звуковой вывод (синтезаторы речи, звукогенераторы), фотографический вывод (интерактивная ви-деоинформация).

К сожалению, не все учебные классы вычислительной техники располагают всем разнообразием перечисленных устройств, а, в основном, ограничиваются клавиатурой, «мышью», и в лучшем случае, наличием сканера. Что же касается устройств вывода, то в образовательных учреждениях в основном используются мониторы, принтеры и несложные устройства, озвучивающие различные игры. Однако следует отметить, что в последнее время стали появляться отечественные учебные программы, в которых объяснение материала и демонстрационных фрагментов осуществляется посредством звучащей речи. Это положительно сказывается и на познавательных способностях обучаемых, и на качестве усвоения ими учебного материала.

При решении вопроса об использовании конкретного устройства для работы с компьютерной системой учителем должны учитываться следующие факторы: учеб-ные цели и особенности содержания предмета, учебные задачи и вопросы, которые предъявляют определенные требования к сообщениям учащихся. При этом следует иметь в виду, что различные устройства требуют неодинаковых усилий и временных затрат на ввод и вывод ответа, и устройство, удобное для ввода ответа, не всегда удобно для его редактирования. Помимо этого, необходимо учитывать количество и формат обрабатываемых данных. Для решения некоторых учебных задач требуются значения не только различного количества, но и разнообразного формата (числовые, буквенные, графические). Учащемуся иногда необходимо вводить множество величин или сделать выборку из небольшого числа предложенных данных, а иногда заниматься графическими построениями, что обусловлено самим способом решения. Так, например, использование сканера значительно снижает трудоемкость написания рефератов и других творческих работ. С помощью программ сканирования и распознавания можно прямо с первоисточников вводить в компьютер нужную информацию, затем редактировать ее и выводить текст на печать. Тем самым исключается малоэффективный процесс переписывания и последующего посимвольного ввода.

Следует также принимать во внимание ограничения, накладываемые самим обучаемым. В данном случае речь идет о возможности и готовности учащегося работать с тем или иным устройством ввода, о разумности использования этих средств в различных учебных группах.

Полученные знания и умения работы с компьютером, использование различных устройств в обработке информации, помогут будущим выпускникам образовательных учреждений в их дальнейшей работе. Ускоряющееся техническое развитие резко сокращает сроки, по сравнению с 70-80 годами, накопления и обновления знаний. И без помощи компьютерных технологий ориентироваться в этом безграничном объеме информации будет просто невозможно. Одной из основных составляющих информационной культуры учителя является умение педагога осуществить знакомство учащегося с новой техникой. Этот этап является очень важным для ученика, так как, во-первых, он получает первое впечатление о компьютере, а оно, как показывает опыт работы, остается надолго и изменить его в лучшую сторону довольно трудно и требует дополнительных временных затрат. И, во-вторых, от того, насколько четко уяснит учащийся правила и способы работы с компьютером и учебной программой, будет зависеть результативность его дальнейшего взаимодействия с техническим средством. В связи с этим, следует наиболее доходчиво и наглядно, с учетом уровня развития данной учебной группы показать возможности как самого компьютера, так и программного продукта с целью создания у обучаемых благоприятного отношения к учебной деятельности. Особо следует выделить правила работы с компьютерной системой, познакомить учеников с ее структурой, разъяснить методику получения знаний. Значительно повысить эффективность этого знакомства можно путем ведения диалога между учащимся и компьютером в речевой форме. Причем наиболее важные моменты в сообщениях компьютера дублировать в графическом и текстовом виде на экране дисплея.

Наряду с этой функцией учителя, не менее важным является его помощь в адаптации учащегося к работе с компьютером. Можно выделить две стороны этого процесса: адаптация учащегося к системе и адаптация системы к учащемуся. О последней мы сейчас говорить не будем, поскольку адаптация системы проектируется при непосредственной ее разработке в соответствии с определенными психолого-педагогическими требованиями. И этот вид адаптации напрямую не зависит от уровня информационной культуры учителя. Поэтому речь пойдет только об адаптации учащегося к обучающей системе.

Считается, что человек быстрее адаптируется к программе и ее особенностям. Это объясняется его способностью понять суть программы и изменять содержание своей деятельности в реальном мире. Однако исходя из анализа наблюдений за учебным взаимодействием, можно отметить, что далеко не каждый обучаемый легко адаптируется к работе с компьютерной системой. В результате этого снижается успеваемость, как отдельных учеников, так и группы в целом. В этом случае задача педагога заключается в постоянной готовности прийти на помощь учащемуся. Используя свои знания и опыт, снять у ученика возникающие психологические барьеры, устранить учебные и технические проблемы.

Еще одним существенным для учителя компонентом информационной культуры является умение применять компьютер в контроле знаний. Ученые отмечают, что такой способ контроля снижает тревожность учащихся, типичную для традиционных методик и при этом он оказывается вполне объективным. Утверждается, что в ситуации автоматизированного контроля знаний экзаменуемые испытывают меньший уровень эмоционального напряжения, чем в ситуации традиционного экзамена, предполагающей непосредственный контакт преподавателя с экзаменуемым.

Практика педагогической работы показывает, что учащиеся в большинстве случаев действительно отдают предпочтение компьютерному контролю знаний, но только если он текущий. Что же касается зачетов и экзаменов, то, в этом случае, они предпочитают иметь дело с учителем. Одной из главных причин такого предпочтения называлась способность учителя почувствовать состояние ученика в столь ответственный момент и поддержать его в затруднительной ситуации. Со стороны учителя в этом случае удается лучше проследить логику рассуждений, нетрадиционное решение какой-то задачи и т.п. Лучшим же вариантом является осуществления комбинированного, взаимодополняющего контроля как со стороны учителя, так и со стороны компьютера. Такая форма работы более результативна и имеет хорошие перспективы.

Информационная культура учителя наряду с выше перечисленными компонентами предполагает владение компьютерной технологией обучения. Поскольку она является разновидностью педагогической технологии, то обладает теми же характеристиками. Поэтому ее цель может быть представлена, с одной стороны, как индивидуализация процесса обучения и на ее основе адаптация учащегося к различным ситуациям этого процесса. С другой, – как интенсификация учебной деятельности на основе имеющихся технических средств. Результат этой деятельности выражается в создании условий для стимуляции проявления и развития желаемых личностных качеств учащихся.

Средствами такой технологии, в зависимости от материальных возможностей того или иного образовательного учреждения, будут информационный банк данных, компьютерные сети, персональные компьютеры, разнообразные дополнительные устройства ввода-вывода, различные системы мультимедиа. Компьютерная технология в состоянии осуществить процессы обучения, диагностики, коммуникации и другие. Что же касается метода обучения, то здесь уместно обратиться к так называемым «ручным» технологиям обучения, которые не используют компьютерной техники. К ним относятся технологии, предполагающие построение процесса обучения на крупноблочной основе (М. Щетинин, Г. Ибрагимов), на деятельностной основе (П. Гальперин, Н. Талызина), на опережающей основе (Л. Занков, С. Лысенкова), на проблемной основе (А. Матюшкин, Е. Ильин), на диалоговой основе (В. Библер) и т.д.

Далее происходит объединение компьютерной технологии и какой-либо «ручной» технологии обучения. Это объединение можно представить следующим образом. На основе цели обучения происходит выбор приемлемых «ручных» технологий, исходя из знаний и возможностей как учащихся, так и самого учителя. Далее идет отбор технологии обучения на основе ее наилучшей совместимости с компьютерной технологией. И уже непосредственно в практической деятельности учитель сам определяет, когда и как использовать компьютерную технику, исходя из собственного педагогического опыта, опыта работы с той или иной учебной группой, имеющейся техники и программного продукта.

Владение учителем технологией компьютерного обучения повышает его уро-вень профессиональной компетентности, способствует оптимизации процесса перевода знаний с видения педагога на способ восприятия учащегося посредством информационных технологий.

Поскольку сам термин информационная культура учителя является новым для педагогической науки, то и перечисленное здесь компонентное наполнение его не является завершенным. По мере становления учителя в новом информационном пространстве составляющие его информационной культуры будет дополняться и видоизменяться.

Вместе с тем, выделенное содержание, в виде описанных компонентов, требует механизма овладения им, т.е. достижения определенного уровня информационной культуры. В связи с тем, что в обозначенный результат входит понятие «культура», то достижение его будет осуществляться посредством образования. Это актуализирует проблему разработки качественной системы информационного образования.

Такая система, в соответствии с определением понятия «образование», должна представлять собой объединение двух компонентов: информационного обучения и информационного воспитания, направленных на развитие человека.

На сегодняшний день проблема информационного обучения, в основном, решается на уровне овладения компьютерной грамотностью, являющейся своеобразным результатом реакции на этап компьютеризации системы образования. Современная же ситуация требует теоретических и практических знаний, ориентированных на умение ориентации в информационном пространстве, работы с гипермедиа технологией, использования возможностей новых технологий в различных сферах человеческой деятельности.

Что же касается информационного воспитания, то в отличие от первого компонента, ему практически не уделяется внимание, хотя важность его представляется не более значимой по сравнению с информационным обучением. Это связано с тем, что целью информационного воспитания является формирование у человека отношения к техническому средству основанного на гуманистическом мировоззрении.

В этой связи на информационное воспитание возлагается функция адаптации человека к информационной среде, предполагающая не только овладение умениями работы с новыми технологиями и профессиональными программами, но и сохранение своего человеческого образа среди вымышленных образов, генерируемых в мнимой реальности, а также разумного соотношения своих поступков в виртуальном и реальном мире.

Осуществление системы информационного образования позволит не только вывести учителя, а через него и учащегося, на определенный уровень информационной культуры, но и практически воплотить идею М. Хайдегера о внимательном отношении человека к техническому средству с тем, чтобы «между техникой и человеком окрепло не поверхностное отношение».

Таким образом, информационная культура определяет внутренний план педагогической деятельности и личностных проявлений педагога, вооружая его современным знанием, оптимальными способами его передачи учащимся, эффективными стимулами, мотивирующими устойчивый познавательный интерес у учащихся и потребность в самоактуализации, саморазвитии и самореализации.

Источник: доклады А.A. Гpeкoва, С.О. Kpaмapoва, С.Е. Чepкeзoва

Дата публикации: январь, 1999

Категория: Учителю | Добавил: Muzykant_dushi (07.01.2014)
Просмотров: 226 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
securitylab